среда, 14 января 2015 г.

Дифференцированный подход в обучении физике

Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать её творческие возможности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей – это личностно- ориентированное образование. Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. Личность – это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщённых системах качеств. Личностно- ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни. Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития и успешной деятельности учащихся.
Следует различать два термина: “дифференцированное обучение” и “дифференцированный подход в обучении”. В первом случае рассматриваются социально-экономические, правовые, организационно-управленческие, дидактические аспекты обучения. Во втором случае речь идет о научной разработке дифференцированного подхода к каждому ученику для формирования и коррекции развития личности в избранной области обучения.
В основе дифференцированного подхода лежит идея объединения деятельности учителя и учащихся по достижению индивидуализированных (дифференцированных по уровням) целей обучения. Уровневая дифференциация предлагает перейти в процессе обучения от ориентации на максимум содержания к ориентации на минимум. Необходимым является четкое определение минимума, без которого учащийся не сможет двигаться дальше в изучении данного предмета. Минимальный уровень, уровень общих требований, который задаётся в виде перечня понятий, законов, закономерностей; в виде вопросов, на которые учащийся должен ответить; в виде образцов типовых задач, которые должен уметь решать. Определяется также содержание, которое необходимо усвоить учащемуся и на повышенном уровне.
Особо хочется обратить внимание на индивидуализацию обучения, так как именно через неё обеспечивается технология личностно-ориентированного образования.
Формой внутренней дифференциации является групповая работа учащихся с информацией по модели полного усвоения знаний, которая предполагает четкую постановку целей в образовательной деятельности: что учащиеся должны знать, что уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. В настоящее время разработаны современные образовательные технологии, позволяющие сделать учебный процесс более эффективным. На протяжении нескольких лет проблему, связанную с изучением физики, я решаю через дифференцированный подход в обучении.
Приемы дифференцированного обучения можно применять на разных типах уроков:
§        При выполнении лабораторных работ
§        Элективные курсы
                 Дифференцированный подход является основой индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.
                Предлагая учащимся задания различного уровня сложности, педагог варьирует содержание учебного материала, однако при этом цели, формы, методы обучения остаются одинаковыми.

Эффективность уровневой дифференциации, можно рассматривать по  следующим
критериям и показателям:

Критерии
Показатели
Обученность
  • КМС (2 раза в год)
Обучаемость
  • 1-й уровень
  • 2-й уровень
  • 3-й уровень
Уровень ОУУН
  • Мыслительные
  • Информационные
  • Коммуникативные
  • Организационные
Успешность
  • Успеваемость
  • Уровень познавательной активности (общий)
  • Уровень познавательной активности на уроке
  • Отметка на экзамене
  • Творческая работа
  • Преподавания предмета
Личностные изменения
  • Тревожность (общая)
·         Тревожность на уроке
·         Рефлексивность
Умственное развитие
  • Уровень мышления
  • Креативность
Самоуправление деятельностью
  • Самоанализ
  • Самопланирование
  • Самоорганизация
  • Самоконтроль
  • Самооценка
  • Ценностное самоопределение
  • Уровень самоактуализации


Каждому уровню усвоения материала соответствуют определенные требования к действиям учащихся  и оценка:


Уровни усвоения Действия учащегося
Первый - репродуктивный  (удовлетворительно)
·      Запоминание;
·      Воспроизведение.
  • показывать, (опознавать);
  • называть;
  • распознавать;
  • узнавать;
  • давать определения;
  • пересказывать и т. д.
Второй – практический (хорошо)
·      применение знаний в знакомой ситуации, по образцу, на основе обобщенного алгоритма (схемы);
·      выполнение действий с четко обозначенными правилами.
  • измерять;
  • объяснять;
  • составлять по готовой схеме;
  • соотносить;
  • характеризовать;
  • сравнивать;
  • соблюдать правила и т.п.
Третий – творческий (отлично)
·      применение знаний в незнакомой ситуации;
·      выполнение творческих заданий.
  • составлять устный или письменный ответ на проблемный вопрос;
  • высказывать суждения;
  • анализировать информацию;
  • выделять существенные признаки;
  • устанавливать логические связки;
  • делать выводы;
  • приводить и обосновывать собственные примеры и оценки;
  • осуществлять поиск необходимой информации и т. п.
 
При дифференцированном подходе каждый учащийся получает право и возможность самостоятельно определять, на каком уровне он усвоит учебный материал. Единственное условие – этот уровень должен быть не ниже уровня обязательной подготовки (образовательного стандарта). Это означает, что при уровневой дифференциации учитываются не только интеллектуальные способности ученика, но и его интересы.
Традиционный метод, в котором учащийся является объектом обучения, устарел.
В инновационном обучении важно, чтобы ребенок был не объектом, а субъектом образовательного процесса, сумел задать любой интересующий его вопрос и самостоятельно найти на него ответ. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик сам поднимал пласты знаний. Одним из таких методов, является дифференцированный подход в обучении.




Комментариев нет:

Отправить комментарий