вторник, 20 января 2015 г.

Технологии деятельностного подхода в обучении физике



Изменения в социальной, информационной, технологической сферах привели к тому, что добывание знаний, информации становится сферой профессиональной деятельности человека и условием существования всякого производства; темпы обновления знаний очень велики.
Обучение «вечным истинам» необходимо. При этом важная задача учителя научить ребенка обновлять часть своего культурного опыта. Важно помнить: ребенок не готовится к будущей жизни – он уже живет реальной сегодняшней жизнью.
Отсюда и видна специфика другого обучения – продуктивного.
Важными являются не только усвоенные ЗУНы, которые ученик приобретает в процессе обучения, но и способы усвоения, переработки учебной информации, способы организации учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся, когда знания не только прочные, но и действенные. 
В своей педпрактике я, прежде всего, отказалась от объяснительно-иллюстративной технологии обучения и пришла к компетентностно-ориентированному образованию, к внедрению в учебно-воспитательный процесс методов и форм развивающего обучения:
  • отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;
  • целенаправленное формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе изучения физики.
Формирование ученика как полноценного субъекта учения на моих уроках проходит через использование следующих технологий деятельностного подхода в обучении физике:
  • Технология «создания» учащимися нового знания на уроке;
  • Технология обучения применению отдельных элементов знания;
  • Технология систематизации знаний в процессе решения физических задач.
Известно, что результаты обучения зависят не столько от качества программ и учебников, сколько от организации процесса обучения.
Большая часть уроков – это уроки изучения нового материала. Этап изучения нового материала – процесс решения познавательных задач, имитирующих научное исследование. Новый материал должен быть отработан на уроке не в виде повторения того, что рассказал учитель, а в процессе решения познавательных задач.
Методика организации этапа изучения нового знания заключается в следующем:
  • Выделение учителем в целях урока новых элементов знаний и действий по их применению;
  • Самостоятельная постановка учащимися познавательной задачи и обсуждение метода решения в ходе этапа актуализации знаний и мотивации учащихся;
  • Решение учащимися поставленной познавательной задачи самостоятельно или с помощью учителя.
При этом важно на этапе «создания» учащимися нового знания выдерживать определенный стиль общения – одинаково уважительно относится к любым попыткам учащихся организовать мыслительную деятельность, а также запланировать и обязательно выдерживать паузы на обдумывание решений познавательных задач.
Технология обучения применению отдельных элементов знаний разработана на основе теории поэтапного формирования умственных действий:
  • Вычленив некоторую порцию материала необходимо обдумать, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
  • Подготовить учащихся к самостоятельному выполнению нужной работы и организовать работу детей на основе кратких схематических записей-конспектов материала и способов работы с ними. Схематические записи – конспекты позволяют ничего не заучивая, непосредственно после разъяснения учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми  заданиями. В результате ребенок может убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
На применение отдельных элементов знаний подбираются задачи-упражнения с описанием 8 – 10 конкретных ситуаций. К каждому заданию даны способ его выполнения и образец решения. Работа над заданием предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно.
Ещё одна технология - технология систематизации знаний в процессе решения задач.
Уроки решения задач – уроки по формированию у учащихся систем физических знаний о физических явлениях и методах решения «ключевых задач».
  • Знания учащихся по изученной теме систематизируются в виде таблицы.
  • Совместно с учащимися вычленяем минимальное число задач по теме, учу распознавать и решать их.
  • Решаем задачи различными методами;
  • Осуществляем взаимопроверку решения задач;
  • Предлагаю ребятам самостоятельное составление задач:  аналогичных, обратных, обобщенных и др.
После разбора «ключевых задач» необходимо организовать работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их распознавании, решении, а затем в составлении. Ученикам рекомендуется иметь алгоритмы решения: ими можно пользоваться и на уроке, и на контрольных и зачетных работах.
С теми, кто проявляет интерес к физике, нужно вовремя перейти к решению нестандартных задач.
Хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Его условия:
  • теоретический материал должен даваться на  высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
  • принцип связи теории с практикой;
  • принцип доступности;
  • принцип сознательности;
  • установка не на запоминание, а на смысл;
  • мышление должно главенствовать над памятью;
  • принцип наглядности.


Комментариев нет:

Отправить комментарий