Изменения в социальной,
информационной, технологической сферах привели к тому, что добывание знаний,
информации становится сферой профессиональной деятельности человека и условием
существования всякого производства; темпы обновления знаний очень велики.
Обучение «вечным истинам» необходимо. При этом важная
задача учителя научить ребенка обновлять часть своего культурного опыта. Важно
помнить: ребенок не готовится к будущей жизни – он уже живет реальной
сегодняшней жизнью.
Отсюда и видна специфика другого обучения –
продуктивного.
Важными являются не только усвоенные ЗУНы, которые
ученик приобретает в процессе обучения, но и способы усвоения, переработки
учебной информации, способы организации учебной деятельности, развитие
познавательных сил и творческого потенциала учащихся, когда знания не
только прочные, но и действенные.
В своей педпрактике я, прежде всего, отказалась от
объяснительно-иллюстративной технологии обучения и пришла к
компетентностно-ориентированному образованию, к внедрению в
учебно-воспитательный процесс методов и форм развивающего обучения:
- отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся;
- целенаправленное формирование у учащихся приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения в процессе изучения физики.
Формирование ученика как полноценного субъекта учения
на моих уроках проходит через использование следующих технологий
деятельностного подхода в обучении физике:
- Технология «создания» учащимися нового знания на уроке;
- Технология обучения применению отдельных элементов знания;
- Технология систематизации знаний в процессе решения физических задач.
Известно, что результаты обучения зависят не столько
от качества программ и учебников, сколько от организации процесса обучения.
Большая часть уроков – это уроки изучения нового
материала. Этап изучения нового материала – процесс решения познавательных
задач, имитирующих научное исследование. Новый материал должен быть отработан
на уроке не в виде повторения того, что рассказал учитель, а в процессе решения
познавательных задач.
Методика организации этапа изучения нового знания
заключается в следующем:
- Выделение учителем в целях урока новых элементов знаний и действий по их применению;
- Самостоятельная постановка учащимися познавательной задачи и обсуждение метода решения в ходе этапа актуализации знаний и мотивации учащихся;
- Решение учащимися поставленной познавательной задачи самостоятельно или с помощью учителя.
При этом важно на этапе «создания» учащимися нового
знания выдерживать определенный стиль общения – одинаково уважительно относится
к любым попыткам учащихся организовать мыслительную деятельность, а также
запланировать и обязательно выдерживать паузы на обдумывание решений
познавательных задач.
Технология обучения применению отдельных элементов
знаний разработана на основе теории поэтапного формирования умственных
действий:
- Вычленив некоторую порцию материала необходимо обдумать, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
- Подготовить учащихся к самостоятельному выполнению нужной работы и организовать работу детей на основе кратких схематических записей-конспектов материала и способов работы с ними. Схематические записи – конспекты позволяют ничего не заучивая, непосредственно после разъяснения учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями. В результате ребенок может убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
На применение отдельных элементов
знаний подбираются задачи-упражнения с описанием 8 – 10 конкретных ситуаций. К
каждому заданию даны способ его выполнения и образец решения. Работа над
заданием предполагает дифференцированные и индивидуализированные варианты: реши
с помощью, реши вместе с товарищем, реши самостоятельно.
Ещё одна технология - технология систематизации
знаний в процессе решения задач.
Уроки решения задач – уроки по формированию
у учащихся систем физических знаний о физических явлениях и методах решения
«ключевых задач».
- Знания учащихся по изученной теме систематизируются в виде таблицы.
- Совместно с учащимися вычленяем минимальное число задач по теме, учу распознавать и решать их.
- Решаем задачи различными методами;
- Осуществляем взаимопроверку решения задач;
- Предлагаю ребятам самостоятельное составление задач: аналогичных, обратных, обобщенных и др.
После разбора «ключевых задач» необходимо организовать
работу так, чтобы все в классе получили достаточную тренировку в их
распознавании, решении, а затем в составлении. Ученикам рекомендуется иметь
алгоритмы решения: ими можно пользоваться и на уроке, и на контрольных и
зачетных работах.
С теми, кто проявляет интерес к физике, нужно вовремя
перейти к решению нестандартных задач.
Хороший урок – это урок вопросов и
сомнений, озарений и открытий.
Его условия:
- теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться - по способностям;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип доступности;
- принцип сознательности;
- установка не на запоминание, а на смысл;
- мышление должно главенствовать над памятью;
- принцип наглядности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий